Главная » Файлы » Мои файлы

Консультация.
26.01.2015, 10:56

Консультация.

Тема: «Роль  образовательного учреждения  в  сохранении физического и психического здоровья детей».

  Детство является ключевым периодом жизни, когда формируются все морфологические и функциональные структуры, определяющие потенциальные возможности взрослого человека. Поэтому на этапе дошкольного возраста, когда нервная система отличается особой пластичностью, необходимо формировать мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.

 

            Всем ясно: ребёнок не может развиваться, не зная цели и смысла своего существования, не имея представлений о себе и своих возможностях. Понимание  себя, своих возможностей и жизненных потребностей необходимо, чтобы понимать, «чувствовать» других людей, Поэтому формирование у детей ответственности за индивидуальное здоровье – это педагогическая проблема и только медицинскими средствами её не решить.             Главным фактором укрепления и сохранения здоровья считают систематическую двигательную активность, формирующуюся в процессе физического воспитания. Именно физическое воспитание в образовательных учреждениях , в том числе и дошкольных, признано формировать у ребёнка  правильное и осознанное отношение к себе и своему здоровью.

          Следует учитывать, что в дошкольном возрасте биологическая потребность в движении является ведущей  и оказывает влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребёнка. Поэтому наиболее эффективным является приобщение детей к ценностям здорового образа жизни в процессе физического воспитания,  где в полной мере реализуется потребность в двигательной активности.

          Эта потребность проявляется в единстве  с потребностью получать удовольствие и наслаждение от участия в двигательной активности. На интересе детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье.

          Этот принцип лежит в основе разработанной  технологии целенаправленного формирования ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к здоровью и здоровому образу жизни.

Именно старший дошкольный возраст является наиболее оптимальным  для осознанного понимания окружающего мира, для  развития  как интеллектуальных способностей, так и практических умений и навыков.

        Однако следует подчеркнуть: формирование у дошкольников знаний, умений и навыков должно включаться в доступные и интересные им виды деятельности.  Такой  деятельностью является физическая культура, направленная прежде всего на формирование ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни.

       Ценностное отношение проявляется в оценке значимости, важности определённого вида  деятельности не только на уровне сознания, но и в реальных действиях и поступках. В нашем случае это личностное проявление детей, ориентированное на овладение знаниями и навыками собственного здоровья.

Следует заметить: формы поведения, которым подражает ребёнок, определяются влиянием взрослых. Поэтому  роль образовательной среды и педагога, обеспечивающих целенаправленное формирование  культуры самосохранения и ответственности за собственное здоровье и здоровье близких, является определяющей.

 Необходимо определить уровни решения задач целенаправленного приобщения детей к ценностям здорового образа жизни.

           Первый уровень – информационный. Он определяется сформированностью  знаний  в области  культуры здоровья  физической культуры.

           Второй уровень – личностный, свидетельствующий о сформированности  эмоционально  положительного отношения ребёнка к содержанию образовательной деятельности. Его показатели – интерес, потребность, положительные эмоции при выполнении  заданий.

            Третий уровень – деятельностный, характеризующий активную включённость ребёнка в деятельность по организации здорового образа жизни.

         Все три уровня  деятельности  проявляются в единстве в каждом виде образовательной деятельности и создают  пространство для реализации возможностей детей, обогащенную развивающую среду. Однако эффективность её для каждого ребёнка различна, и результаты достигаются в разные сроки.

       Структурно процесс формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни  в двигательной деятельности можно представить следующим образом:

1.        Создание проблемы с участием знакомого детям персонажа.

2.        Формирование знаний о ценности здоровья и способах его укрепления.

3.        Освоение, закрепление и совершенствования практических действий по организации здорового образа жизни.

 В процессе формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни рекомендуется  использовать комплекс как традиционных, так и специфических средств физической культуры.

           К традиционным относятся упражнения, составляющие базовое содержание программы по физической культуре.  Традиционные средства физической культуры совершенствуют физические  качества, формируют двигательные умения и навыки, укрепляют здоровье, но они не позволяют в полной мере сформировать ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни.

      Поэтому необходимо использовать специфические средства. К их числу можно отнести игры, эстафеты ,игры – путешествия, игровой  самомассаж, пальчиковую   гимнастику.

      Итак основой формирования ценностного отношения к здоровью является игровая деятельность.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: vorokova
Просмотров: 365 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: