Главная » Файлы » Мои файлы |
26.01.2015, 10:56 | |
Консультация. Тема: «Роль образовательного учреждения в сохранении физического и психического здоровья детей». Детство является ключевым периодом жизни, когда формируются все морфологические и функциональные структуры, определяющие потенциальные возможности взрослого человека. Поэтому на этапе дошкольного возраста, когда нервная система отличается особой пластичностью, необходимо формировать мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.
Всем ясно: ребёнок не может развиваться, не зная цели и смысла своего существования, не имея представлений о себе и своих возможностях. Понимание себя, своих возможностей и жизненных потребностей необходимо, чтобы понимать, «чувствовать» других людей, Поэтому формирование у детей ответственности за индивидуальное здоровье – это педагогическая проблема и только медицинскими средствами её не решить. Главным фактором укрепления и сохранения здоровья считают систематическую двигательную активность, формирующуюся в процессе физического воспитания. Именно физическое воспитание в образовательных учреждениях , в том числе и дошкольных, признано формировать у ребёнка правильное и осознанное отношение к себе и своему здоровью. Следует учитывать, что в дошкольном возрасте биологическая потребность в движении является ведущей и оказывает влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребёнка. Поэтому наиболее эффективным является приобщение детей к ценностям здорового образа жизни в процессе физического воспитания, где в полной мере реализуется потребность в двигательной активности. Эта потребность проявляется в единстве с потребностью получать удовольствие и наслаждение от участия в двигательной активности. На интересе детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье. Этот принцип лежит в основе разработанной технологии целенаправленного формирования ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к здоровью и здоровому образу жизни. Именно старший дошкольный возраст является наиболее оптимальным для осознанного понимания окружающего мира, для развития как интеллектуальных способностей, так и практических умений и навыков. Однако следует подчеркнуть: формирование у дошкольников знаний, умений и навыков должно включаться в доступные и интересные им виды деятельности. Такой деятельностью является физическая культура, направленная прежде всего на формирование ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни. Ценностное отношение проявляется в оценке значимости, важности определённого вида деятельности не только на уровне сознания, но и в реальных действиях и поступках. В нашем случае это личностное проявление детей, ориентированное на овладение знаниями и навыками собственного здоровья. Следует заметить: формы поведения, которым подражает ребёнок, определяются влиянием взрослых. Поэтому роль образовательной среды и педагога, обеспечивающих целенаправленное формирование культуры самосохранения и ответственности за собственное здоровье и здоровье близких, является определяющей. Необходимо определить уровни решения задач целенаправленного приобщения детей к ценностям здорового образа жизни. Первый уровень – информационный. Он определяется сформированностью знаний в области культуры здоровья физической культуры. Второй уровень – личностный, свидетельствующий о сформированности эмоционально положительного отношения ребёнка к содержанию образовательной деятельности. Его показатели – интерес, потребность, положительные эмоции при выполнении заданий. Третий уровень – деятельностный, характеризующий активную включённость ребёнка в деятельность по организации здорового образа жизни. Все три уровня деятельности проявляются в единстве в каждом виде образовательной деятельности и создают пространство для реализации возможностей детей, обогащенную развивающую среду. Однако эффективность её для каждого ребёнка различна, и результаты достигаются в разные сроки. Структурно процесс формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни в двигательной деятельности можно представить следующим образом: 1. Создание проблемы с участием знакомого детям персонажа. 2. Формирование знаний о ценности здоровья и способах его укрепления. 3. Освоение, закрепление и совершенствования практических действий по организации здорового образа жизни. В процессе формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни рекомендуется использовать комплекс как традиционных, так и специфических средств физической культуры. К традиционным относятся упражнения, составляющие базовое содержание программы по физической культуре. Традиционные средства физической культуры совершенствуют физические качества, формируют двигательные умения и навыки, укрепляют здоровье, но они не позволяют в полной мере сформировать ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни. Поэтому необходимо использовать специфические средства. К их числу можно отнести игры, эстафеты ,игры – путешествия, игровой самомассаж, пальчиковую гимнастику. Итак основой формирования ценностного отношения к здоровью является игровая деятельность.
| |
Просмотров: 365 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |